Всасывание аминокислот в кишечнике осуществляется через эпителиальные клетки слизистой оболочки тонкой кишки, преимущественно в двенадцатиперстной и тощей кишке. Основными путями транспорта являются активный транспорт, пассивная диффузия и облегчённая диффузия. Аминокислоты классифицируются по химическим свойствам и соответствующим переносчикам:
Na⁺/K⁺-АТФаза, расположенная на базолатеральной мембране энтероцита, создаёт ионный градиент натрия, необходимый для работы многих симпортеров аминокислот. Этот градиент обеспечивает энергию для активного переноса аминокислот против их концентрационного градиента, что позволяет всасывать молекулы даже при низкой концентрации в кишечном просвете.
Процесс всасывания включает два ключевых этапа:
Всасывание аминокислот регулируется концентрацией в просвете кишечника, наличием других аминокислот, а также гормональными и нервными влияниями:
PepT1 обеспечивает перенос ди- и трипептидов, образующихся в процессе ферментативного гидролиза белков. Механизм основан на протон-зависимом симпорте, при котором H⁺ и пептид входят в клетку одновременно. После попадания в энтероцит ди- и трипептиды могут быть расщеплены пептидазами цитоплазмы, превращаясь в отдельные аминокислоты, которые затем экспортируются в кровь.
Энергия, необходимая для транспорта аминокислот, косвенно обеспечивается гидролизом АТФ Na⁺/K⁺-АТФазой и поддержанием градиента ионов H⁺ через мембрану. Активный транспорт аминокислот позволяет организму эффективно усваивать белки даже при низкой питательной ценности пищи, обеспечивая постоянное поступление аминокислот в метаболические пути.
Всасывание аминокислот критично для синтеза белков, образования нейротрансмиттеров, детоксикации аммиака и энергетического обмена. Нарушения этого процесса могут привести к первичным или вторичным аминокислотуриям, дефициту незаменимых аминокислот и нарушению метаболизма белка.
Всасывание аминокислот тесно связано с обменом глюкозы и ионов натрия, поскольку многие переносчики используют общий Na⁺-градиент. Кроме того, конкуренция с пептидами и аминокислотами может влиять на скорость всасывания, а ферментативный состав кишечного сока определяет, в какой форме аминокислоты будут доступны для транспортных систем.